Повторное использование проектов однажды выстроенных и признанных удачными домов широко вошло в практику московских зодчих, начиная с конца тридцатых годов ХХ века, когда всерьез задумались над экономичностью строительства.

Советская архитектура / Статьи и книги о советской архитектуре / Польша / Доклады, научные статьи, тексты выступлений / Варшава. Шестилетний план реконструкции 1950-1955 гг. (автор: Мария Стрельбицкая)

Варшава. Шестилетний план реконструкции 1950-1955 гг.

В идеологической части нового плана было провозглашено строительство основ социализма, а в творческой - поиски решений в стиле социалистического реализма. План реконструкции Варшавы в период шестилетки должен был рассматриваться как первый этап реализации генерального плана, рассчитанного на более длительный период. Генплан предусматривал возможность дальнейшего развития варшавского промышленного региона на ближайшие 16 лет (до 1965 года). Варшава должна была стать главным административным и культурным центром Польши, важным промышленным районом, крупным коммуникационным узлом.

В докладе, посвященном Шестилетнему плану, Болеслав Берут отметил, что Варшава, как столица социалистического государства, «должна получить свой прекрасный облик, знаменующий новую эпоху подлинного гуманизма - эпоху прав трудящихся. Поэтому шестилетний план предусматривает начало работ по новому оформлению центра» (Речь Б. Берута на Первой Варшавской партконференции // Газета Трибуна Народа от 04.07.1949) Новые центральные районы должны были пульсировать «всей полнотой богатой, многокрасочной жизни, это будет место больших массовых собраний и демонстраций в торжественные и важные для всего народа дни. Здесь будет сосредоточиваться общественная и культурная жизнь не только столицы, но и всей страны» (Речь Б. Берута на Первой Варшавской партконференции // Газета Трибуна Народа от 04.07.1949).

В июле 1949 года в Варшаве состоялось партийное совещание архитекторов, на котором были представлены постулаты польского соцреализма в архитектуре. Говорили о том, что необходимо сделать упор на достижения советской архитектуры и на партийную линию. Примером современной социалистической архитектуры была признана архитектура новой Москвы. На заседании был сильно раскритикован конструктивизм как «буржуазный стиль периода империализма», названный врагом номер один социалистического искусства и культуры, примером для которого должен служить греческо-римский стиль.

После принятия принципов соцреализма композиция города начала рассматриваться как единое целое, выдвигались предложения по ограничению количества незастроенных и зеленых районов, отказ от функционального деления районов (т.к. это приводит к замкнутости). Обязательным пунктом новой программы было жилищное строительство в центре, подчеркивалось важное значение площадей, как мест манифестаций и парадов. Старые урбанистические решения стали трактовать более монументально.

Эскизные проекты, опубликованные в альбоме, посвященном Шестилетнему плану (Bierut B. Sześcioletni plan odbudowy Warszawy. Warszawa: Książka i wiedza, 1950), были подготовлены архитектором Яном Кноте и Казимиром Марчевским, который, в частности, в 1949 году подготовил эскизный проект Центрального Дома Культуры, предвосхищающий по замыслу и стилистике Дворец Культуры и Науки. Так на площади На Роздрожу планировали соорудить огромный фонтан с монументальными лестницами и скульптурными изображениями. Помпезной по своему замыслу должна была быть застройка улицы Маршалковской на участке современного МДМ: колоннады, многочисленные арочные проемы, строгий ритм фасадов, монументальные каменные фонари, должны были производить впечатление триумфа над стихией разрушения, величия и непоколебимости в выборе «пути». Фонтаны задумывались на пересечении Маршалковской с Аллеями Иерусалимскими и на площади Спасителя. Предполагалось строительство высотных зданий на площадях За Желязной Брамой и Люблинской Унии и огромного амфитеатра на площади Трех Крестов, который буквально «простирался» до самой реки, проект был, пожалуй одним из наиболее реальных, т.к. участок предназначенный под амфитеатр представлял собой и представляет до сих пор незастроенный зеленый массив. Однако, архитектурная составляющая Шестилетнего плана, за небольшим исключением (Мариенштат и Дворец Культуры) так и осталась на бумаге.


Проект пересечения Маршалковской и Хмельной улиц.

Кроме всего прочего, Шестилетний план реконструкции предусматривал инвестирование в порядке следующей очереди: промышленность, жилищное строительство, коммуникации государственного значения (железнодорожные, водные пути), учреждения культуры и здоровья, местная сеть коммуникаций. В рамках плана была обозначена территория центра «Новой Варшавы» - расширение улицы Свентокшиской, пробивка Аллей Иерусалимских до Западного вокзала, застройка северного участка Маршалковской новыми домами (районы Муранов и Новый Город). Увеличение километража аллей Неподлеглости соединило центр с Мокотовым, западным Жолибожем и Белянами.

В докладе Б. Берута «О шестилетнем плане реконструкции Варшавы», зачитанном на Первой Варшавской Партийной Конференции 3 июля 1946 года, были приняты положения о развитии промышленности и придании столице промышленного характера, о жилищном строительстве, которое планировалось сконцентрировать в районах, расположенных рядом с производством, и о размещении жилых домов в центре (МДМ и Мариенштадт). Здесь же - инвестирование коммуникаций Варшавы, строительство метро, ратуши, новая градостроительная концепция в решении центральных площадей реконструкция Большого театра, Филармонии.

Шестилетний план был выполнен частично, главным пунктом инвестирования стала промышленность. Произвели перестройку старых промышленных районов Воля и Таргувек, возвели новые - Жерань, Хута, Служевец, построили жилые районы МДМ и Мариенштадт. Маршалковский жилой район явил собой ансамбль парадно оформленных многоэтажных жилых домов. Он сломал традицию жилищного строительства в Варшаве, для которой было характерно создание обособленных «жилых поселков», архитектурно замкнутых в себе, и его по праву считают «настоящим социалистическим жилым районом польской столицы». В 1952 году между СССР и Польшей было заключено соглашение о строительстве высотного здания в центре польской столицы, и к 1955 году «дар дружбы» городов Советского Союза навсегда занял свое место в самом центре Варшавы.

Мария СТРЕЛЬБИЦКАЯ