В первое десятилетие советской власти стали появляться довольно интересные проекты высотных зданий в Москве. Среди них проект восьми «горизонтальных небоскребов» Эля Лисицкого

Здание / Лениздат

Это пятиэтажное с акцентированным первым этажом здание по Фонтанке, №59 было возведено в 1964 году по проекту архитекторов В.Ф. Хрущёва и С.Н. Неймарка. Перед ними стояла чрезвычайно сложная задача - спроектировать крупный издательско-типографский комплекс и, главное, вписать его в историческую застройку, которая частично складывалась при участии самого К. И. Росси.

Участок, на котором должен был возникнуть новый объект, располагался между домом №57, входившем в россиевский ансамбль площади Ломоносова, и зданием Малого театра (театр А.С. Суворина - БДТ имени Горького, ныне имени Г.А. Товстоногова), построенном в 1876–1878 годах архитектором Л.Ф. Фонтана в формах эклектики. Отведённое под «Лениздат» место к моменту начала проектирования было свободным.

Располагавшиеся здесь когда-то постройки всё того же Л.Ф. Фонтана - приют и школу графа А.С. Апраксина с церковью Воскресения Христова в «русском стиле» - снесли ещё в 1930-х годах. А в 1950-х такая же участь постигла рынок Линевича, выстроенный здесь в 1882–1884 годах в стиле эклектики гражданским инженером А.А. Бертельсом. На задах будущего здания, правда, существовали многочисленные корпуса Апраксина двора, сохранился фрагмент приюта и школы графа Апраксина, но не они задавали тон.

Выбор масштаба и объёма нового здания диктовали замечательной красоты объёмно-пространственная композиция, созданная К.И. Росси, и монументальные строения на противоположном берегу Фонтанки - здания Главного казначейства, Городской сберегательной кассы и Ссудной казны. Избранное Хрущёвым и Неймарком архитектурное решение было, на мой взгляд, предельно точным.

Проектировщики издательско-типографского комплекса отказались от стилизации, не стали ориентироваться на эклектические постройки второй половины XIX века. Архитектура возникшего здания предельно проста, можно даже сказать - аскетична. Его нейтрального вида главный фасад полностью подчинён постройкам великого Росси, он не бросается в глаза, ни в коем случае не претендует на роль архитектурной доминанты. И тем не менее авторам «Лениздата» удалось создать образ (а именно создание образа и есть цель любого искусства) строгого делового здания, функциональное назначение которого ясно читается в облике главного фасада, выходящего на набережную.

Представительный первый этаж с окнами-витринами, удобная, внимательно, с пониманием рабочих процессов продуманная планировка - несомненные достоинства комплекса. Каждый, кто бывал здесь, запомнил широкие коридоры, прекрасную библиотеку, буфет и особенно холлы, где авторы с удовольствием располагались с рукописями, поджидая редакторов. В этом Доме (а это действительно Дом в лучшем смысле слова) не было казённости. Здесь всё располагало к творчеству и живому, тёплому общению.

Типографские цеха, где печатались ленинградские газеты, располагались на верхнем этаже здания, они были соединены с многочисленными службами удобными переходами, лестницами, лифтами. Большие окна, ориентированные и во двор, и на набережную, и в переулок, отделяющий Дом прессы от БДТ имени Г.А. Товстоногова, позволяли дневному свету проникать в рабочие помещения.


Главный корпус Лениздата. Вид с Фонтанки (фотография Юрия Молодковца)


В россиевском доме №57, который по проекту Хрущёва и Неймарка был введён в издательско-типографский комплекс, тоже разместилась типография, но не газетная, а книжная. Её связывала с основным зданием «Лениздата» застеклённая галерея, встроенная в пространство под аркой.

К Дому прессы горожане быстро привыкли и давно уже воспринимают как неотъемлемую архитектурную деталь города. Как однажды сказал о зданиях промышленного назначения архитектор В.Ф. Хрущёв: «Они вливают в них (исторические районы - В.И.) современный темп жизни, преображают быт целой округи. Промышленное предприятие формирует ландшафт, даёт городам то своеобразие, масштаб и силуэт, на отсутствие которых так часто сетуют градостроители».


Главный корпус Лениздата.
Вид со стороны Апраксина двора (фотография Юрия Молодковца)


Так сложилось, что имена проектировщиков зданий, выстроенных в нашем городе в советское время, в которых и сегодня размещаются цеха и административные корпуса предприятий, производственные и научные комплексы, как правило, не известны горожанам. И это несправедливо, поскольку среди них было немало талантливых архитекторов. Относится к ним и Виктор Фёдорович Хрущёв (1931–1995). Он был одним из ярких представителей промышленной архитектуры, по его проектам строили здания в Индии, Иране, Югославии. В Ленинграде он был автором реконструкции Обуховского домостроительного комбината, производственного комплекса на Бухарестской улице, №6, спортивного комплекса на Малой Посадской улице.

К сожалению, часть его архитекторских идей так и не была реализована. Из лучших работ - это проекты реконструкции Конюшенной площади и коммерческого и жилого комплекса на Ленинском проспекте.

Валерий ИСАЧЕНКО
«Адреса Петербурга», №21/33