Первоначальный проект высотного здания МИДа в Москве не предусматривал завершения в виде шпиля. Проект был доработан в ходе строительства. Существует легенда, что данная идея принадлежала И.В.Сталину.

Советская архитектура / Статьи и книги о советской архитектуре / Москва / Доклады, статьи, тексты выступлений / Дом культуры «Компрессор» на шоссе Энтузиастов (автор: Ольга Степанова)

Дом культуры «Компрессор» на шоссе Энтузиастов

Здание Дома культуры «Компрессор», расположенное на шоссе Энтузиастов построено архитектором В.Владимировым в 1927-1929 годах как рабочий клуб «Пролетарий». Проект выполнен по заказу профсоюза металлистов Москвы для рабочего клуба завода «Котлоаппарат», переименованного впоследствии в «Компрессор».

Первые слесарные мастерские были основан здесь в 1869 году А.К.Дангауэром, которые в начале XX века превратились в предприятие, имеющее чугунолитейный цех и выпускающее изделия из алюминия. В 1918 году национализирован, а в 1931 году переименован в завод «Компрессор».

В 1927 году к 10-летию Октября было принято решение о строительстве профсоюзных рабочих клубов в Москве, а к августу 1927 года МГСПС распределил кредиты и отвел участки для строительства профсоюзам металлистов, коммунальщиков, химиков. Первые проекты рабочих клубов Москве принадлежали выдающемуся архитектору-конструктивисту К.Мельникову, его проекты клубов «Каучук», «Свобода», имени Русакова и Завода имени Фрунзе послужили ориентиром для остальных архитекторов Москвы, принимавшихся за подобные заказы. Мельников в 1929 году писал о проектировании зданий для клубов: «При проектировании мною зданий для клубов я проводил тот основной принцип, что вся работа клуба должна проходить на глазах масс, совершенно открыто, а не в закрытых коробках-комнатах, базирующихся на ряд коридоров. Этого я достигаю устройством системы зал – и почти только зал – которые могут переключаться, выключаться объединяться».

Здания рабочих клубов, появившиеся в Москве в 1927-1932 годах были построены в стиле конструктивизма по особой схеме, разработанной архитектором И.Леонидовым. Планировка здания, величина и расположение помещений зависели от их назначения, которые требовал заказчик, выбиравший из огромного перечня различных помещений (столовая, кинозал, декорационные мастерские, комнаты для кружков, для занятий спортом, радио секции, театральные залы, студии хореографии и др.). После определения количества и функций помещений архитектор приступал к проектированию здания клуба. Конструктивизм как раз позволял учесть все функциональные особенности помещений и придать им определенную художественную и идеологическую форму.

Дом культуры завода Компрессор
Здание клуба. Вид со стороны шоссе
фото: Ольги Степановой


Проект клуба металлистов «Пролетарий» принимался Строительным комитетом, куда входили представители профсоюза металлистов, Моссовета, завкомы заводов, представители ВЦСПС. Архитектор Владимиров руководствовался требованиями к функциональному назначению помещений клуба, а также опытом К.Мельникова при строительстве клубов «Каучук», Завода имени Фрунзе и др., где идеи конструктивизма дали особую объемно-пространственную структуру помещения рабочего клуба нового типа.

Построенный архитектором В.Владимировым в 1929 году клуб «Пролетарий», в архитектурном решении которого проявилось единство технически-функциональной стороны здания с художественным содержанием, стал ярким воплощением идей конструктивизма. Здание представляет собой ансамбль из различных частей, асимметричных по композиции и сфокусированных на угловую башню, на вершине которой находилась радиоантенна – признак нового городского быта. Контуры и силуэты, образованные прямыми линиями, создают впечатление железобетонной конструкции, хотя здание кирпичное.

В основе композиции 2 корпуса, соединенные галереей. Обе части выполнены как совокупность простых геометрических форм. Правая половина здания отведена под зрелищный, массовый сектор, левая – под собственно клубный. Зрительный зал с балконом рассчитан на 834 человека. Нижний этаж, кроме столовой, предназначался для обслуживающих помещений. В верхней части помещались библиотека, читальня, 9 небольших комнат под тихие и громкие кружки. По замыслу архитектора, физкультурный зал и радио уголок вынесены в третий этаж левого корпуса.

Внутри помещение было расписано фресками в 1929 году художниками Цирельсоном, Конновым, Вязьменским, Немовым, Мирласом, Гапоненко, Ивановым, Невежиным. В 1930 году был выдвинут лозунг художественного шефства над рабочими клубами, шефом клуба «Пролетарий» стала Ассоциация художников революции. Предполагалось, что художественные мастерские и кружки клуба будут работать как комбинаты по изготовлению костюмов, декораций для театральных постановок, чего однако не произошло. Уже в начале 30-х годов после разгрома властью различных творческих объединений и союзов здание становится домом культуры завода Компрессор и вплоть до конца XX века в нем располагались различные кружки художественной самодеятельности, куда ходили жители окрестных районов.

В 2008 году здание отремонтировано, оштукатурено заново, используется в качестве офиса и магазина мебельной фабрики «Шатура». Вывеска «ДК Компрессор» снята в прошлом году и здание больше не используется по своему прямому назначению.

Ольга СТЕПАНОВА
____________________
При подготовке материала использована литература: 10 рабочих клубов Москвы. М., 1932. С. 55-63.; Хазанова В.Э. Из истории советской архитектуры 1926-1932 гг. Документы и материалы. Рабочие клубы и дворцы культуры, М., 1984; Хан-Магомедов С.О., Константин Мельников, М., 1990.