Первоначальный проект высотного здания МИДа в Москве не предусматривал завершения в виде шпиля. Проект был доработан в ходе строительства. Существует легенда, что данная идея принадлежала И.В.Сталину.

Советская архитектура / Архитекторы / Архитекторы / В / Веснин Леонид Александрович

Веснин Леонид Александрович

Дата и место рождения: 1880, Нижний Новгород
Дата и место смерти: 1933, Москва

Архитектор, брат А.А. Веснина и В.А.  Веснина с которыми работал тесном творческом содружестве. Учился в петербургской АХ (1901-1909) у Л.Н. Бенуа. Профессор Московского высшего технического училища (1923-1931) и Московского архитектурного института (1932-1933). Член ОСА (Объединение современных архитекторов; с 1925). Награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Среди дореволюционных работ братьев Весниных выделяются особняки, стилизованные под архитектуру русского классицизма (дом Сироткина, ныне Художественный музей, в Горьком, 1913, и др.). В конторских, торговых и промышленных зданиях этого периода (банк на Кузнецком мосту в Москве, 1913, и др.) проявились черты рационализма (использование каркаса, больших остеклённых поверхностей). В первые годы Советской власти Веснины (работавшие в это время порознь) активно выступали в области архитектуры, направленной на удовлетворение насущных потребностей общества (проекты новых типов жилых домов для рабочих Леонида Веснина, промышленные сооружения Виктора Веснина). Веснины интенсивно внедряли новые конструкции и материалы, влиявшие на появление новых архитектурных форм. В становлении новых принципов архитектурно-художественного формообразования в творчестве В. важную роль сыграли и театр, работы Александра Веснина, создававшего на сцене некие архитектурные объёмы из ажурных многоярусных конструкций с динамическими элементами - лифтами, колёсами, транспортёрами ("Человек, который был четвергом" Честертона в московском Камерном театре, 1923). С 1923 Веснины создают коллективные проекты, многие из которых стали вехами в развитии советской архитектуры. С 1925 возглавляют направление, известное под названием конструктивизм. Веснины и др. его представители придавали большое значение поискам новых в социальном отношении типов зданий и подчёркивали, важность функционально-конструктивной основы здания. В начале 20-х гг. основное внимание Веснины уделяли выявлению эстетических возможностей новых конструкций и материалов, дающих возможность замены глухих стен остеклённым каркасом (конкурсные проекты для Москвы: Дворец труда, 1923; московское отделение газеты "Ленинградская правда", 1924; акционерное общество Аркос, 1924). В архитектурных формах произведений 2-й половины 20-х гг. выявлялось прежде всего их функциональное назначение (так называемый функциональный метод), то есть, учитывались требования функционального процесса (взаимосвязь отдельных помещений, учёт движения посетителей) путём рациональной организации плана и оборудования зданий. Широко использовалась павильонная композиция - деление сооружения на отдельные различные по назначению корпуса, соединённые переходами и коридорами, благодаря чему по мере обхода здания возникали новые ракурсы, менялось соотношение объёмов и пространства (бывший дом общества политкаторжан в Москве, 1931-1934, ныне Театр киноактёра; рабочие клубы в Баку, 1928-1932; Дворец культуры Пролетарского района в Москве, 1-я очередь - 1930-1934, ныне Дворец культуры ЗИЛ,). Среди других значительных произведений Весниных этого периода - универмаг на Красной Пресне в Москве (1927), Днепровская ГЭС.

Проекты Весниных, созданные после 1932, выполнены с общей для советской архитектуры ориентацией на использование классических традиций прошлого.

Работы архитектора представленные на сайте.

(Лит.: Современный Энциклопедический словарь, М.: «Большая советская энциклопедия», 1997)